
31 января 2024 года в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняяя общеобразовательная школа №1» г. Рубцовска состоялся методический семинар- практикум «Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
№ 273-ФЗ закреплено право каждого человека на образование.
Школой создаются необходимые условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья качественного образования без дискриминации, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
В нашем учреждении не первый год реализуются адаптированные образовательные программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития.
В рамках семинара педагоги поделились своими наработками в реализации адаптированных программ.
Психолог Шеменева И.В. выступила с докладом «Психологические особенности детей с ЗПР». В своем выступлении Ирина Викторовна подробно остановилась на развитии высших психических функций (памяти, воображения, мышления) и речи детей с задержкой психического развития и порекомендовала основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР.
Учитель русского языка и литературы Тюкульмина Т.И. подробно раскрыла особенности детей с тяжелым нарушением речи (ТНР). Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Общение ребенка с окружающими людьми затрудняется, поэтому и процесс обучения становится для ребенка сложным. Это ведет за собой отрицательные переживания. Они , в свою очередь, так же негативно влияют на познавательную деятельность ребенка.
Педагог-организатор Новосельцева П.А. рассказала о роли классного руководителя по сопровождению детей с ОВЗ. Главное предназначение классного руководителя, как отметила Полина Андреевна, помощь ребенку в построении отношений в классе. Когда дети не могут выразить своих чувств словами, им на помощь приходит взрослый. В формировании коммуникативных навыков важная роль отводится внеурочным мероприятиям. Посещение мастер-классов по изготовлению не сложных поделок, мини- лекции в библиотеке дают толчок в развитии детей с ОВЗ.
Учитель русского языка и литературы Гущина О. И. в работе с учащимися с ТНР использует технику «Развития критического мышления через чтение и письмо». Главная цель – развитие интеллектуальных и речевых способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Васильева С.В, учитель русского языка и литературы. Большое внимание уделяет организации индивидуального подхода на уроке: специальная организация словарной работы, использование различных методов моделирования грамматического материала, развитие грамматического строя речи, а также необходимость использования наглядного материала.
Учитель математики Кирияк Г.М. поделилась особенностями работы с учащимися с ОВЗ при обучении математике в 5-6 классах. В своей работе Галина Михайловна придерживается принципа систематичности и последовательности, многократного повторения и напоминания, преподнесение материала малыми дозами, использование четких инструкций, выполнение заданий по образцу, дидактические игры.
Представленные выступления были интересны, полезны и рекомендованы для практического использования педагогами школы.
Подводя итог стоит отметить, что инклюзивное образование в МБОУ «СОШ №1» дает возможность всем ученикам получать равный доступ к процессу обучения. Каждый учащийся имеет равные возможности для установления и развития важных социальных связей. В школе реализуется грамотное планирование эффективного обучения программа и процесс реализации которого учитывают потребности каждого ученика.